Японские Фамильные Гербы

ГЕРБЫ фамильные (мон, монсё) — наносились на знамена, доспехи, одежду или другие предметы. Наибольшее распространение получили в период существования сословия самураев. Позже стали использоваться японскими компаниями как торговая марка и фирменный знак.

Геральдические эмблемы Японии, как правило, имели исключительно законченную и лаконичную эстетическую форму, отличающуюся в этом от обычно вычурных европейских рыцарских гербов. Сюжетами для самурайских гербов могли быть небесные светила и элементы звездного неба, предметы культа и геометрические фигуры. Наиболее популярные темы — растения, цветы и деревья, изображения птиц, животных.

Самые первые мон возникли как часть дворцовых костюмов аристократии в периоды Нара (710–794), Хэйан (794–1185). В отличие от европейских рыцарей, японские обладатели мон носили их не только на доспехах и парадной форме, а практически на всех принадлежностях верхней одежды на специально определенных для этого местах. Такая одежда с гербами называлась «монцуки». В соответствии с правилами герб нашивался на одежду в пяти местах: на спине, между лопатками, на груди (справа и слева), на обоих рукавах. Известны случаи, когда вся одежда была покрыта вытканными или нанесенными краской фамильными гербами.

японский гербФамильный герб представлял собой большую ценность для самурая, так как он был элементом родословной воина и передавался по наследству вместе с именем. Многие из родовых гербов имеют древнее происхождение.

В качестве собственно гербов стали использоваться в период феодальных войн начала XII в. как знак, позволяющий отличать своих воинов от чужих, первоначально они располагались на флагах, затем на доспехах, оружии, конском снаряжении.
Между XIV и XVI столетиями военные роды сильно выросли в количественном отношении, а более крупные древние кланы распались на множество мелких. Фамильные гербы при этом также претерпевали большие изменения. Их становилось все больше, выглядели они все сложнее и запутаннее. Причем слияние некоторых семей также вело к усложнению герба. Ведь в случае объединения двух кланов, имевших достаточно простые мон, новый герб состоял обычно из слияния обоих старых. Если же кланы неоднократно делились или сливались, то рисунок включал части всех мон и становился и вовсе запутанным. Получалось, что у некоторых крупных самурайских семей родовой мон включал в себя до 10 гербов более мелких родов, поглощенных в результате различных политических, военных или семейных акций.

Первые встречающиеся в литературе иллюстрации с изображением родовых гербов самураев относятся к периоду сёгуната Муромати (1333–1568). К началу ХVI в. уже было известно около 250 сохранившихся до наших дней мон. Во время правления сёгуната Токугава (1603–1868) правящие самурайские круги предприняли определенные шаги по фиксированию существующих на то время гербов, и было принято решение о периодическом издании свода всех геральдических изображений Японии (букан). Мирные условия сёгуната Токугава способствовали упрочению устоявшейся системы геральдики и ее упрощению, эстетизации, популяризации и развитию. Военные гербы все чаще наносились на гражданскую одежду, появились некоторые закономерности и даже стиль в оформлении мон. Большинство из них стали симметричными и изображались в виде какого-либо орнамента. В качестве базового рисунка в то время часто использовался круг, внутри которого и изображался собственно сам герб.

Помимо самураев гербы также имели куртизанки, актеры Кабуки, торговцы и представители других сословий. Во многих случаях мон использовался как торговая марка, особенно в период укрепления торгового сословия. Рисунок гербов со временем становился все лаконичнее и, как это ни парадоксально, все чаще напоминал мон времен Хэйан. Предельно сжатая форма выражала суть герба гораздо лучше, чем запутанные графические аналоги. В период Эдо черно-белые каталоги мон стали выходить регулярно, и сейчас они являются источником ценной информации о родственных связях Японии той эпохи.

Долгая эволюция японских гербов не закончилась с завершением феодальной эры. Многие семьи продолжали и продолжают использовать фамильные гербы в повседневной жизни. Число различных вариантов мон стало насчитывать от 4 до 5 тысяч рисунков, большинство которых были производными от основных 250 гербов эпохи средневековья.

Материал предоставлен проектом «Япония сегодня»- www.japantoday.ru

картинка Я гарантирую

Я ГАРАНТИРУЮ КАЧЕСТВО!

Опыт. Я создал гербы людям из разных стран: Украина, Россия, Белоруссия, Англия, Канада, Германия, Чехия, Польша, ЮАР, Израиль и др…

Профессионализм. Мной разработано более 300 гербов. Как геральдист, я дважды отмечен дипломами Книги Рекордов. С 2003г. член УГТ (Украина), член-корреспондент ВГО (Россия)…

Качество. Моя задача, создание уникального герба – зеркала души человека, его семьи, рода. Для меня, геральдика не просто работа, а любовь и цель жизни! Деньги вперед – не мой принцип.

Мои работы
Отзывы
31.01.2017
Вадим

Всем, кто думает о гербе, но сомневается по каким-либо причинам, я хочу сказать так — я обратился к Андрею и считаю, что мне очень повезло. Сам процесс создания герба очень увлекателен, это что-то вроде алхимического поиска, когда вся шелуха остается за бортом, а в результате получается Герб — то, что отражает суть его владельца, отражает […]

Перейти ко всем отзывам

Что получает заказчик
Видео

Рабочий фрагмент интервью - вручение диплома Книги Рекордов Гиннес (Украина) 10 сентября 2011 года

Перейти видеосюжетам

наверх